Особняк Дерожинской. Эмансипация и гений модерна

Ирина, эксперт проекта Автор статьи

Ирина, эксперт проекта

Опубликовано: 22.08.2022
Просмотров: 2 724

Фёдор Осипович Шехтель —  принц московского модерна и автор одних из самых красивых зданий столицы. К нему обращались с заказами представители самой богатой элиты страны — и в ответ получали шедевры. В этой статье проведём для вас небольшую экскурсию по одному из этих шедевров — особняку Александры Дерожинской в Кропоткинском переулке.

 

Александра Дерожинская

Александра Дерожинская была одной из самых свободолюбивых, прогрессивных и влиятельных женщин высшего света Москвы. Свободолюбивой и прогрессивной — по натуре, влиятельной — благодаря наследству, которое она получила от своего отца Ивана Бутикова. А ему было, что оставить детям: за свою жизнь Бутиков нажил несколько текстильных фабрик и множество объектов недвижимости, среди которых были особняки и магазин на Мясницкой. Изначально он завещал управление своими делами сыну, но тот умер бездетным, и «Товарищество мануфактур Ивана Бутикова» перешло во владение Александры. Она вывела организацию из затяжного кризиса, благодаря чему «Товарищество» снова начало приносить прибыль.

Несмотря на старообрядческое воспитание, Дерожинская смело шла наперекор традициям. Так, например, она рассталась со своим первым мужем — магнатом Павлом Рябушинским, о котором у нас уже шла речь — еще до того, как правительство официально разрешило разводы. Вскоре после этого она чуть ли не первая в России вступила в повторный брак, на этот раз с поручиком Владимиром Дерожинским, и попутно нарушила один из главных устоев старообрядцев: заключать союзы только с представителями общины. А потом переехала и отказалась устанавливать в доме молельню, как это было принято.

Еще одна удивительная для общества того времени деталь: Дерожинская расставалась со своими мужьями на хорошей ноте и поддерживала с ними близкие отношения даже после развода. Как вспоминал Брюс Локхарт, посол Великобритании, проживавший в Москве: «Мне занимательно было наблюдать, как мадам Зимина, московская миллионерша, каждое воскресенье обедала и играла в бридж со своими тремя мужьями — двумя бывшими и одним настоящим».

 

История здания

Дерожинская знала Фёдора Шехтеля лично — он работал над заказами Павла Рябушинского, её первого мужа. Строительство знаменитого особняка как раз началось ещё до развода. Но и без этого Шехтель не нуждался в представлении в московских кругах: в то время он был самым востребованным архитектором столицы. После расставания с Рябушинским Дерожинская быстро сошлась со вторым мужем, и у нее появилась идея построить семейную резиденцию для жизни со своим новым возлюбленным. Чтобы воплотить эту идею в жизнь, она как раз обратилась к Шехтелю. Тот привлёк к проекту своего ассистента Александра Галецкого — вместе они разработали план будущего здания.

Особняк построили быстро: работы начались в 1901 году и закончились уже в 1903-м. В честь окончания строительства Дерожинская организовала приём, и даже здесь Шехтель сыграл большую роль — составил меню для обеда.

Следующие 14 лет особняк исправно выполнял свою функцию семейного гнезда: Дерожинская успела пожить там и со своим вторым мужем, и с третьим. Революция в одночасье это перевернула: дом перешёл в распоряжение советских властей, которые сразу нашли ему огромное количество применений. До 1959 года в нём успели побывать дипмиссии Норвегии и Китая, редакционно-издательский отдел Главполитпросвета и посольства нескольких южных ССР. В 1959 году особняк нашёл постоянного резидента — им стало посол Австралии.

 

Особняк Дерожинской, 1903 год

 

Архитектура

Главный элемент архитектурной композиции здания — одиннадцатиметровое панорамное окно на главном фасаде. Для сравнения, обычный трёхэтажный дом обычно достигает максимум двенадцати метров. Чтобы ничто больше не боролось за внимание зрителя, Шехтель обустроил главный вход со стороны двора — так никакое крыльцо не перетягивает на себя взгляд. Окно дополнительно подчёркивает массивная рама с лепниной, благодаря которой фасад приобретает дополнительный объём и становится более рельефным. Сверху рисунок замыкается двумя башенками. 

Ещё одна важная часть ансамбля — кованая решётка ограды, выполненная в форме спиралевидного многогранника. Эта фигура, чем-то похожая на розу, задаёт ключевой мотив декора: ему вторят практически все стилистические решения в оформлении дома. 

 

Главный фасад дома за кованым забором в стиле модерн

 

Весь особняк облицован однотонной керамической плиткой, которая перемежается с акцентной белой штукатуркой. Тут и там на фасадах встречаются окна разных форм и размеров, а также лепные растения. Над главным входом изображена Лорелея, золотоволосая нимфа Рейна, которая своим пением завлекает корабли на скалы. Её воплощение — самый крупный элемент лепнины во всём экстерьере. 

Пропорции и объёмы здания асимметричны — стиль ар-нуво пытался отойти от строгой геометрии классической архитектуры. Но асимметрия не значит хаос. Наоборот, Шехтель крайне внимательно искал баланс между каждым элементом композиции, поэтому особняк выглядит как единая органичная структура, а не давящее буйство форм. Со стороны двора можно увидеть закруглённую угловую башню, которая служит противовесом для острых углов основного корпуса.

 

Задний фасад особняка

 

Интерьеры

За гигантским окном скрывается ещё более гигантская гостиная — ядро дома, гравитация которого держит вокруг себя все остальные комнаты. Она действительно огромная: потолок на высоте одиннадцати метров даже сейчас сложно найти в жилом доме какого угодно класса. Через окно в комнату попадает огромное количество солнечного света — архитекторы модерна любили стирать границы между внешним и внутренним, между интерьером здания и окружающим миром.

Напротив окна стоит большой мраморный камин, украшенный изображениями Адама и Евы в виде атлантов — они держат на своих плечах внушительных размеров деревянную раму с декоративными вставками из металла. На ней также вырезан небольшой сад, который отсылает к Эдему.

Чтобы сделать помещение ещё монументальнее, Шехтель хотел покрыть верхнюю половину стен большими фресками на тему времён года. Архитектор обратился сначала к молодому художнику Игорю Грабарю, а затем к признанному мастеру Виктору Борисову-Муратову — предложения обоих Дерожинская отвергла, потому что хотела сэкономить. Изображения, которые сейчас висят в гостиной — это не оригинал, а эскизы Бориса-Муратова, сохранившиеся в Третьяковской галерее. Их решили повесить во время недавней реставрации. При Шехтеле и Дерожинской на их месте была просто белая штукатурка.

 

Интерьеры гостиной после реставрации

 

Когда солнце заходит, гостиную освещают люстры с плафонами-жемчужинами, висящими на тонких металлических нитях.

Нижняя половина стен покрыта резными дубовыми панелями. И не только в гостиной — они стоят по всему дому. Из этого же материала была выполнена вся мебель в особняке. До наших дней, к сожалению, дошли только редкие экземпляры. 

Помимо гостиной на первом этаже располагались спальни, будуар Дерожинской, кабинет и библиотека. Отдельного упоминания заслуживает будуар: лампочки здесь вмонтированы прямо в потолок и окружены нежными лепными абстракциями в виде волн. Решение крайне необычное для того времени и эффектное даже сегодня — отличная демонстрация способностей Шехтеля. А в кабинете неподалёку раньше стоял второй мраморный камин с барельефом. На нём изображались фигуры панафинейских всадников — фирменная подпись архитектора. К сожалению, до нас этот камин не дошёл, потому что владелица особняка распорядилась его демонтировать.

 

Потолок в будуаре

 

Мы не можем обойти стороной и стилистическое решение библиотеки. Стеллажи в этой комнате выполнены в виде деревьев с пышными кронами. Своими листьями они укрывают лестницу, ведущую на антресоль, где можно найти дополнительные шкафчики с книгами.

На втором этаже находились комнаты гувернанток и детская. Уровни здания соединяет между собой парадная лестница из дуба, перила которой выполнены в форме резных цветочных орнаментов. Чаши цветов сделаны из чёрного дерева, а венчает композицию медный фонарь на высоком постаменте.

Ошибочно предполагать, что роль Шехтеля ограничивалась только решением архитектурных задач. Он самостоятельно спроектировал каждую деталь декора, даже самую маленькую — от люстр до вентиляционных решёток, от лепных элементов до дверных ручек и обивки кресел. 

 

Как добраться и попасть внутрь?

Точный адрес особняка Дерожинской — Кропоткинский переулок, дом 13, строение 1. Если едете на общественном транспорте, проще всего доехать до станции метро «Парк культуры». От неё до дома можно дойти за 10 минут.

Здание по-прежнему является резиденцией посла Австралии, поэтому внутрь можно попасть только в Дни исторического и культурного наследия. Обычно они проходят в апреле и мае.  

Ищете особняк для жизни или бизнеса? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Работаем с любовью и без комиссии.