Ирина, эксперт проекта
Просмотров: 3 665
«Габриэль Тарасов построил в 1000…» На этом надпись обрывается, потому что её либо стёрли, либо изначально не дописали — и оставляет во рту привкус горечи. Эти слова написаны на межэтажной тяге особняка, который так и не попал в руки к своим владельцам. В сегодняшней статье изучаем историю особняка Гавриила Тарасова на Спиридоновке и заодно выясняем, с какого итальянского здания он скопирован.
Гавриил Тарасов
Гавриил Тарасов родился в семье Аслана Тарасова, крупного армянского купца из Армавира. Точная дата рождения и подробности его детства неизвестны, но мы знаем, что Гавриил начинал свой путь с торговли тканями в родном городе. У него было четыре брата, вместе с которыми Гавриил развивал дело, начатое их отцом в 1839 году. Аслан Тарасов торговал ватой на местном рынке; его сыновья к концу XIX века стали лидерами юга России по продаже текстиля, овчины и лошадей. Они успешно торговали не только в Армавире, но и в Симферополе, Екатеринодаре, Ставрополе и Астрахани.
Тарасов участвовал в управлении «Товарищества мануфактур братьев Тарасовых» и владел своим текстильным производством в Екатеринодаре. Вместе с братьями он основал Северо-Кавказский банк — через эту организацию Тарасовы потом финансировали строительство железной дороги Армавир-Туапсе. Как и вся его родня, купец распоряжался землями на Кавказе и недвижимостью по всему югу России.
В 1903 году, после начала беспорядков на Кавказе, Тарасовы перебрались в Москву и перенесли туда правительство своего «Товарищества». К этому времени они уже были одной из богатейших семей страны, но поначалу предпочитали это скрывать: жили на съёмных квартирах, не разглашали капиталы и путешествовали третьим классом. Длилось это недолго — вскоре после переезда братья вошли в первую купеческую гильдию.
Богатый фасадный декор с именной надписью
История особняка
В 1907 году Тарасов купил большой участок на углу Спиридоновки и Большого Патриаршего переулка. Это место он выбрал не случайно: Спиридоновка была статусной улицей, на которой жил свет городской элиты. Первый архитектор, к которому обратился купец, предложил построить типичный для Москвы того времени особняк в классическом стиле. Тарасова этот проект не устроил — скорее всего, он не хотел отставать от своих коллег-магнатов, которые активно увлекались модерном. Рябушинский и Морозов, например, к 1907 году уже построили свои особняки, которые с тех пор стали великолепными памятниками нового стиля.
Тарасов обратился к архитектору Ивану Жолтовскому, который к тому моменту построил несколько частных резиденций в Московской и Тверской областях, а также в самой Москве. Жолтовский получил от купца карт-бланш — этой свободой он воспользовался для того, чтобы возвести в центре Москвы особняк в палладианском стиле.
Строительные работы начались в 1909 году и закончились в 1912-м. Тарасов так и не увидел дом построенным — он умер за год до окончания работ. Особняк перешёл по наследству его сыновьям, Георгию и Саркису, но и те не успели в нём обосноваться: московские власти потребовали с них огромный налог на наследство из-за богатства внутренней отделки. Тарасовы долгое время пытались оспорить решение чиновников, но тщетно — в итоге им всё равно пришлось выплатить полную сумму.
Вскоре после революцию семья Тарасовых эмигрировала во Францию, а особняк перешёл во владение властей. До 1937 года в доме размещался Верховный суд СССР, позже его сменило посольство Германии. После войны туда заехали послы Польши, а с 1979 года в здании находится Институт Африки РАН.
Ландшафт внутреннего дворика
Архитектура
Жолтовский был большим поклонником итальянского зодчего Андреа Палладио — настолько большим, что решил полностью скопировать экстерьер и структуру одного из зданий мастера. В качестве примера для подражания он выбрал палаццо Тьене, дворец, построенный Палладио ещё в середине XVI века. Дом Тарасова полностью повторяет фасады своего итальянского близнеца за исключением одной маленькой детали — Жолтовский решил увеличить высоту первого этажа, чтобы конструкция воспринималась более устойчивой. Ну, и если Палладио работал с гранитом и мрамором, Жолтовский обошёлся обычным бетоном.
Массивные фасады особняка Тарасова на Спиридоновке строго симметричны и пропорциональны, облицовка первого этажа стилизована под рустику: в глаза сразу бросаются грубоватые «гранитные» камни, которые утяжеляют нижнюю секцию здания. Второй этаж украшен многочисленными пилястрами и как будто выложен мраморной плиткой.
За фасадами прячутся служебные здания, формирующие усадьбу, и уютный дворик с фонтаном. Раньше в него можно было попасть через широкий трёхарочный проезд, над которым располагалась открытая терраса с балюстрадой и верандой — по ней можно было пройти из одной части здания в другую. Из-за постоянных протечек террасу сделали крытой, а на месте проезда впоследствии обустроили тёплую залу с колоннами.
Техническое оснащение особняка значительно превосходило палаццо в Виченце: в доме работал грузовой лифт, а в подвале стояли нагревательные котлы, которые отапливали помещения и подавали горячую воду в прачечную.
Позолоченная роспись потолка с кессонами
Интерьер дома
За монолитным фасадом на самом деле находится не один дом, а два: первый из них задумывался Жолтовским для проживания, а второй — для приёмов. Все парадные помещения располагаются вдоль Спиридоновки, комнаты Тарасовых же идут вдоль Большого Патриаршего. Если вы думаете, что жилая часть оформлена скромнее, чем парадная — забудьте: Тарасов не шёл ни на какие уступки в роскоши, поэтому принимать гостей при желании можно было бы и в спальнях. Расположение помещений анфиладное — все комнаты взаимосвязаны друг с другом и нанизаны на одну ось. Дверные порталы инкрустированы яшмой и гранатом.
В оформлении интерьеров Жолтовский тоже решил положиться на труды итальянских мастеров древности. Помещения отличаются высокими потолками с глубокими кессонами, расписными плафонами и огромными фресками. Всё это великолепие украшают работы в стиле Пинтуриккьо, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо — известных живописцев эпохи Возрождения. Чтобы расписать потолки, Жолтовский позвал театральных художников Нивинского и Лансере. Работать нужно было на сырой штукатурке. Особенно впечатляет работа, проделанная над приёмными залами — Малым и Большим.
В Малом сейчас находится читальный зал библиотеки. Потолок здесь расписан Лансере, а все фрески посвящены сценам из мифа о Персее — причём к каждому сюжету прилагается подпись на латыни. На верхней части стен находятся фризы с атлантами, которые держат потолок на своих плечах. Росписи в Большом зале не настолько драматичны и по большей части связаны с темой музыки: и на фресках, и на фризах можно увидеть муз и девушек с музыкальными инструментами.
Над парадной лестницей находится очередной кессонированный потолок — но на этот раз без отсылок к культуре Возрождения. По сравнению с убранством остальных помещений он даже минималистичен: на нём чередуются изображения дуба и орла в двух цветах, золотом и чёрном. Конечно, не просто так. Дуб — символ семьи Тарасовых, а орёл — символ власти. А на первом этаже можно найти восхитительную роспись сводов потолка от Нивинского — она сочетает имитацию мозаики и живопись.
Из общей картины сильно выбивается архитектурное решение тёплой залы, построенной на месте сквозного проезда во двор. Потолки здесь сводчатые, покрытые обычной штукатуркой, а не красками. Единственный элемент декора — колонны с ионическим ордером, которые поддерживают своды. Посередине помещения висит громоздкий чёрный фонарь — причем уличный — а об изначальном назначении комнаты напоминают тяжелые двустворчатые двери из дерева. Сейчас здесь находится библиотека Института, окна которой выходят во двор: там стоит каменный фонтан в виде чаши, которую несут три морских конька.
Интерьеры малого зала
Как добраться?
Точный адрес особняка — улица Спиридоновка, 30/1. Он расположен на Патриарших прудах, на одинаковом удалении от станций метро «Тверская», «Маяковская» и «Баррикадная». От каждой из них до дома можно добраться за 15 минут, если идти пешком.
Ищете особняк для жизни или бизнеса? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Работаем с любовью и без комиссии.