Ирина, эксперт проекта
Просмотров: 6 478
Особняк Анны Кекушевой, жены архитектора Льва Кекушева — одно из самых видных зданий Москвы. Он весь основан на противоречиях: в нём игриво соревнуются друг с другом цвета и фактуры, а среди настроений переплетаются грозность западноевропейских замков и лёгкость бельгийского модерна. В этой статье вместе погрузимся в историю дома и его обитателей, а также разберёмся, действительно ли это легендарный особняк Маргариты на Остоженке.
Лев Кекушев
Лев Кекушев — загадочный персонаж, биография которого полна белых пятен и несостыковок. По одной версии, он родился в 1863 году в Вильно, по другой — в Ростове. О его детстве известно немного, поэтому сразу перейдём к юности: в 1883 году Кекушев поступил в петербургский Институт гражданских инженеров, где проучился шесть лет. Проработав некоторое время помощником при строительстве зданий, он переезжает в Москву и начинает стажироваться у Семёна Эйбушица — вы можете знать этого архитектора по зданию Московского международного торгового банка на Кузнецком мосту. Под руководством Эйбушица молодой специалист участвовал в строительстве Центральных бань и Охотного ряда.
В 1893 году Кекушев основывает собственную архитектурную фирму и начинает самостоятельную практику. В том же году он увлекается модерном: благодаря этому стилю в следующие десять лет он прославится и станет одним из самых востребованных архитекторов Москвы.
В 1905-м карьера Кекушева в Москве неожиданно сходит на нет; он перестаёт брать заказы и начинает стремительно терять популярность. Свое последнее здание — больницу в Преображенском — он построил в 1912-м, а после революции бесследно исчез. Мы до сих пор не знаем, где он скитался, от чего умер и где был захоронен. Ходят слухи, что свои последние дни он провёл как раз-таки в Преображенской лечебнице — или на одном из московских вокзалов.
Лев Кекушев со своей семьёй
История особняка
Когда Кекушев чертил первые эскизы особняка в 1899 году, он работал вовсе не для себя. Его заказчиком был Савва Мамонтов, знаменитый российский промышленник и меценат, который периодически строил дома на продажу. Для этого магнат объединился с Московским торгово-строительным акционерным обществом — одним из первых застройщиков столицы. Здание должны были возвести неподалёку от Тверского бульвара, но незадолго до начала строительства Мамонтова арестовали и его финансовая империя рухнула. Проект свернули, однако наработки остались, и Кекушев задействовал их при строительстве своего семейного гнезда.
Архитектор выбрал для особняка другую локацию — Остоженку. Строительные работы начались в 1901 году и продлились два года. По обычаям того времени Кекушев зарегистрировал дом на имя своей жены Анны — именно поэтому дом часто называют особняком Кекушевой на Остоженке. Однако семейная идиллия установилась ненадолго. В этом же году особняк пришлось выставить на продажу, потому что архитектор не мог выплатить долги.
Кекушев расплатился со своими заимодателями с помощью других средств, поэтому под молоток дом не ушёл, но уже в 1906 году архитектор расстался со своей женой и переехал на съёмную квартиру. Анна Кекушева тоже не задержалась в этом здании — через два года дом был продан. Точное имя нового владельца неизвестно, однако до революции здание значилось в документах как «дом Смитского».
В 1917 году новое правительство национализировало особняк и передало его Бюро по обслуживанию иностранцев. В 1960-х здание занял военный атташе ОАЭ, а после этого — оборонное ведомство посольства Египта. В 2014 году здание закрыли на реставрацию, которая закончилась в 2018-м.
Особняк Маргариты?
Некоторые поклонники творчества Булгакова утверждают, что именно это здание — особняк Маргариты на Остоженке. Внимательный анализ текста и архитектуры самого дома, тем не менее, говорят об обратном: сходство есть, но незначительное. В среде булгаковедов принято считать, что место, где жила главная героиня — собирательный образ сразу нескольких московских зданий, а не одна конкретная локация. Однако вполне может быть, что какие-то детали обители Маргариты Булгаков позаимствовал именно у Кекушева.
Центральный фасад особняка Кекушевой
Архитектура
Этот особняк — классический европейский замок в миниатюре. Следуя заветам модерна, Кекушев синтезирует грубоватую средневековую архитектуру с чувственностью ар-нуво. Взгляд сразу притягивает многоярусная гранёная башенка, которую венчает завышенный шатёр — центр всей композиции и самая очевидная отсылка к суровым крепостям прошлого. По обе стороны от неё вытягиваются отличающиеся друг от друга фасады здания, центральный и боковой. Каждый из них — самостоятельный ансамбль.
У дома есть чёткая визуальная опора — массивный серый полуподвал из гранита, контрастирующий с цветовым решением всего особняка. Он заземляет здание и служит противовесом остроконечной башне, устремлённой вверх. Стены особняка облицованы розовой керамической плиткой, а обрамления окон были оформлены белой штукатуркой — здесь Кекушев тоже играет с контрастом между цветами и фактурами.
Чтобы сделать экстерьер более рельефным, Кекушев подчеркивает глубину посадки окон, обрамляя их перспективными наличниками. Сами окна отличаются разнообразием форм — тут можно найти и узенькие окошки-бойницы, и большое квадратное окно кабинета архитектора. Оконные переплёты выполнены в строгих линиях, которые хорошо сочетаются с богатой лепниной.
Лепной орнамент — главный декоративный элемент всего экстерьера. Он со свойственным Кекушеву вниманию к деталям и скрупулёзностью выполнен в форме листьев и соцветий различных растений — незабудки, чертополоха, каштана и анемона.
На фронтоне главного фасада особняка Кекушева на Остоженке красовалась трёхметровая статуя рычащего льва — подпись архитектора. В 1920-е годы она была утеряна, но в ходе реставрации на её место поставили бронзовую копию, восстановленную по сохранившимся фотографиям. По некоторым версиям, этот лев отсылает к аналогичным скульптурам на Нусдорфской плотине — однако сейчас уже нельзя сказать, входило ли это в задумку архитектора.
Декоративные скульптуры на фасаде
Особняк внутри
Кекушев удивительным образом уместил в этом компактном здании пятнадцать комнат. Вся планировка, как и у Шехтеля, строится вокруг парадной лестницы, кованые перила которой выполнены в форме подсолнуха и лунника. Именно к ней примыкает крыльцо с главным входом. На первом этаже во времена Кекушевых располагались зал, гостиная, столовая, кабинет архитектора и буфетная, на втором — ещё гостиные, а также спальни для хозяев дома и их гостей. На площадке между этажами находится двухъярусное окно, рядом с которым были оборудованы зоны для чтения и детских игр. Нашлось место и для технических изюминок — чтобы ускорить подачу блюд, в здании был оборудован специальный лифт.
Особняк никогда не был открыт для широкой публики, поэтому о декоре интерьера есть только обрывочные сведения. Мы точно знаем, что до наших дней дошли деревянные филенчатые двери, паркеты из разных сортов дерева, кессонные потолки комнат с балками и деревянные панели, которыми Кекушев оформил холл. Гостиные на втором этаже разделены большими дверями со стеклянными панелями — они тоже сохранились.
Кабинет архитектора Кекушева с камином
Как добраться
Точный адрес особняка — улица Остоженка, 21. Он находится на одинаковом удалении от станций метро Кропоткинская и Парк культуры, рядом с консульством Хорватии и Зачатьевским монастырём. Дойти до здания от обеих станций можно примерно за десять минут.
Попасть внутрь особняка Кекушева на Остоженке не получится. Сейчас там располагается одно из подразделений дипломатического корпуса. Никакого музея пока в этом доме не планируют открывать.
Ищете особняк для жизни или бизнеса? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Работаем с любовью и без комиссии.