Особняк фон Дервиза в Москве: уникальный архитектурный микс

Ирина, эксперт проекта Автор статьи

Ирина, эксперт проекта

Опубликовано: 11.04.2023
Просмотров: 1 436

Особняк фон Дервиза – величественное здание, в котором органично соединились элементы разных стилей от классики до модерна. Этот дом  является прекрасным образцом архитектуры конца XIX века, а также историческим памятником, сохранившим свой первозданный облик, красоту и элегантность на протяжении более чем 100 лет.

 

Определение и общее описание особняка фон Дервиза

Идея построить особняк на Садово-Черногрязской улице в квартале, на границах которого расположены площадь Красных ворот и большой Козловский переулок, принадлежит статскому советнику, предпринимателю и меценату Сергею Павловичу фон Дервизу.  Это сын знаменитого Павла Григорьевича фон Дервиза, сумевшего сколотить умопомрачительное состояние на строительстве железных дорог в России. Строительство дома шло с 1886 по 1888 год. Вид на фронтальный фасад открывается с Садово-Черногрязской улицы, тыловым можно полюбоваться со стороны Хоромного переулка. 

Здание, напоминающее флорентийское палаццо, располагается в глубине участка и скрыто от любопытных глаз массивным каменным ограждением. Крупный штукатурный руст с отделкой под шубу покрывает все его наружные стены, из-за чего особняк выглядит как неприступная крепость. Смешение разных стилей придавали дому неординарность. 



Краткая биографическая справка об архитекторе

Строительством особняка барона фон Дервиза последовательно занимались рязанский архитектор Николай Михайлович Вишневецкий и его  молодой и перспективный коллега Федор Шехтель. 

Николай Михайлович Вишневецкий закончил Строительное училище со званием гражданского инженера.

Главная заслуга знаменитого русского архитектора Фёдора Шехтеля заключается в создании направления, именуемого русский модерн.. Он смело экспериментировал, смешивая разноплановые архитектурные стили, в результате чего получал неординарные, впечатляющие решения.Сохранённые интерьеры дома

 

Кратко о фон Дервизах

Предки Сергея Павловича происходили из немецкого рода фон дер Визе. Основателем этой династии стал Иоганн Адольф Визе – уроженец Гамбурга, получивший своё образование в трёх самых передовых университетах Германии. Перебравшись в Россию в 1740-х годах, он получил место юстиц-советника голштинской службы Петра III и в 1759 году удостоился чести быть возведённым в дворянское достоинство Римской империи. В результате к его фамилии добавилась приставка «фон дер». Позднее фамилия семейства трансформировалась в «фон Дервиз».

Звучная приставка не принесла её носителям особых преференций и богатств. Однако один из них сумел сказочно разбогатеть на посту председателя Общества Московско-Рязанской железной дороги, что побудило называть его «русский граф Монте-Кристо». 

Речь идёт о Павле Григорьевиче фон Дервизе, сумевшем привлечь к строительству железных дорог частных инвесторов. Вместе со своим постоянным подрядчиком Карлом Федоровичем фон Мекк они работали над строительством Московско-Рязанской, Рязанско-Козловской и Курско-Киевской дорог. Параллельно Павел Григорьевич занимался благотворительной деятельностью, созданием и поддержкой учебных заведений, больниц, учреждений культуры. К примеру, строительство детской больницы святого Владимира в Сокольниках было осуществлено на пожертвованные им средства. Жена и сыновья стали продолжателями его благородной деятельности. После его кончины они стали обладателями недвижимости в Москве, Петербурге, Рязани, Швейцарии, Франции, земель в Оренбургской и Киевской губерниях, пароходов, ходивших по Волге. Отпевание отца и сестры Вареньки, смерть которой вызвала удар у Павла Григорьевича, состоялось в церкви Трёх Святителей у Красных ворот. Неподалёку от этой церкви впоследствии и построит свой особняк сын покойного Сергей Павлович фон Дервиз. 

Наследник «русского Монте-Кристо» был менее удачливым в бизнесе, чем его отец. Он как мог управлял семейным предприятием, служил при Министерстве юстиции, но настоящей его страстью было искусство – игра на рояле, сочинение музыки, стихов, увлечение театром. 

Революционные события 1905 года подтолкнули барона фон Дервиза к продаже особняка и других владений в России и переезду во Францию в 1908 году. 

 

Описание интерьера и архитектуры особняка<

Определяющим направлением при строительстве особняка стала эклектика, однако сочетание выбранных стилей и архитектурных элементов было непривычным для Москвы.

Основным акцентом фасада служит неординарный парадный вход. Он представляет собой сильно выдающийся вперёд ризалит с фронтальной и боковыми арками. К передней грани сооружения примыкает внушительное каменное крыльцо, по бокам пристроены полукруглые пандусы, которые украшены статуями женщин, одновременно выступающими в роли светильников. Ризалит покрыт крышей, которая одновременно служит основанием для балкона, размещённого на втором этаже.

На картуше в центре ризалита красуется герб семейства фон Дервиз. Межоконные пространства украшены маскаронами львов. Межэтажный пояс украшает сложная лепнина, фриз – сказочные драконы, оконные проёмы – гирлянды из листьев и фруктов. На аттике возвышаются тумбы, объединённые легкими решётками, и карнизы с вазонами.

В здании помимо личных комнат владельцев удалось разместить гостиные, парадные залы, приёмную, столовую, бильярдную, восточную комнату. Кроме этого, нашлось место для зимнего сада, каминного зала, кабинета владельца и даже комнаты-сейфа. В полуподвальном этаже было отведено место для хозяйственных и служебных помещений. Здание было оснащено водопроводом и канализацией.

При оформлении интерьеров руководствовались авторскими эскизами Шехтеля.

Для вестибюля был выбран готический стиль, для восточной комнаты – китайские нотки. Некоторые помещения решены в стиле, который можно назвать ранним модерном. Дом поражает обилием позолоченных, лепных элементов, витражей, богатой росписью на потолках и стенах, тканевой отделкой стен, гобеленами и шпалерами. Многие комнаты украшают камины. 

Интерьер личного кабинета

 

Как строился особняк?

Свой этап работы Вишневецкий завершил в 1886 году. После этого Сергей Павлович привлёк к строительству Федора Осиповича Шехтеля, который ранее уже создал для него уникальную по своей архитектуре усадьбу в Рязанской губернии. Восхищённый его творением фон Дервиз решил доверить ему работу над своим особняком в Москве.

Отсутствие полноценного профессионального образования не позволяло Шехтелю самостоятельно руководить строительными работами в Москве до 1894 года. Поэтому дом фон Дервиза он строил под руководством Залесского – выдающегося инженера и архитектора.

Изначально здание было симметричным и имело по 4 окна с каждой стороны от ризалита. В результате изменений, внесенных Шехтелем, дом получил пристрой с 3 окнами и закруглённым торцом. Это позволило организовать больше парадных комнат, создать уютное пространство для хозяев дома.

 

Возведение каменной ограды вокруг дома

Основательная каменная ограда, объединяющая два флигеля, появившиеся на территории особняка позднее, была построена в 1911 году архитектором Николаем Николаевичем Чернецовым для следующего владельца дома фон Дервиза – Льва Константиновича Зубалова. Сооружение имеет 9 метров в высоту и решено в стиле римского барокко. 

В качестве основы использовали кирпич. Наружная облицовка выполнена из красных и серых гранитных профилированных блоков. 

В центре ограды расположены кованые проездные ворота, сверху украшенные ажурной ковкой. Конструкцию венчает карниз с рапортом фигурных консолей с акантами. Над аркой красуется маскарон с мужской головой. С двух сторон от ворот выстроены каменные пилястры, увенчанные капителями.

Крылья ограды поделены на пролёты гранитными пилонами, украшенными маскаронами львов и растительными гирляндами, а также фигурными главками.

Большая часть фасада особняка скрыта за 9-метровой оградой, поэтому рассмотреть её с улицы невозможно. Попасть на внутреннюю территорию шансы невелики, поскольку в здании размещается ВНИИЭМ, и проходить за ограждение имеют право только его сотрудники.

Каменная ограда

 

Как менялось использование:

Жилой дом

С 1986 по 1908 год особняк находился в распоряжении его первого владельца. После отъезда фон Дервиза во Францию дом перешел в собственность к нефтепромышленнику Льву Зубалову. Новый хозяин проживал в нём вместе с семьей вплоть до 1918 года.

Музей

В 1918 году Зубаловы приняли решение о передаче особняка, а также собранных ими предметов искусства Румянцевскому музею. С 1918 по 1921 год здание функционировало как филиал этого музея и как одно из хранилищ с экспонатами, принадлежащими Государственному музейному фонду. В 1924 году учреждение было расформировано и коллекцию Зубалова распределили между ключевыми музеями СССР. Большая часть изделий из бронзы была передана в «Госторг» и распродана через магазины антиквариата. 

ВНИИЭМ

С 1920 года усадьба была занята особым Техническим бюро ВСНХ, после НИИ-20. В 1941 организация была эвакуирована из Москвы. В результате передачи здание занял ВНИИЭМ, руководителем которого с 1941 по 1993 был Иосифьян – советский учёный, стоявший у истоков космонавтики и ракетостроения в нашей стране. Сегодня организация именуется научно-производственной корпорацией имени Иосифьяна  и является одной из составляющих Роскосмоса, что делает невозможным экскурсии по историческому объекту. 

 

Адрес усадьбы и как до неё доехать

Здание расположено по адресу Хоромный тупик, дом 4, строение 1. Добраться до него можно на метро, до станции:

• «Красные ворота». От неё повернуть налево, пройти по Боярскому переулку, повернуть направо на улицу Хоромный тупик и двигаться по ней до особняка. Дорога займёт около 2 минут;

• «Сретенский бульвар». От этой станции можно дойти пешком до усадьбы за 8 минут. Необходимо пройти по Мясницкой улице, свернуть в большой Козловский переулок, далее в Боярский переулок, повернуть на Хоромный тупик и пройти по нему до объекта. 

Экскурсии в особняк фон Дервиза не организовываются, поскольку здание расположено на территории закрытого НИИ. Попасть на объект можно только при наличии пропуска.

 

Кратко: какие красивые дома находятся рядом?

Неподалеку от усадьбы фон Дервиза расположены:

• Главный дом усадьбы Матвеевых в Волховском переулке, 21/5, строение 1;

• Усадьба Лобанова-Ростовского на Мясницкой улице, 43, строение 1;

• Главный дом городской усадьбы ЕВандышниковой – Э.М. Банза на улице Воронцово Поле, 3, строение 1 

 

Заключение

Усадьба фон Дервиза представляет собой объект культурного наследия, сочетающий в себе неповторимый архитектурный стиль и историческую ценность.

Ищете здание под офис в Москве? Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. И всё это бесплатно.