Ирина, эксперт проекта
Просмотров: 4 536
В Кривоарбатском переулке стоит одно из самых необычных зданий Москвы — дом-мастерская Константина Мельникова, выполненный в форме двух цилиндров. В этой статье подробно поговорим про историю и особенности этого здания.
Константин Мельников
Константин Мельников закрепил за собой место в истории как гениальный советский авангардист. Архитектор получил мировое признание в 1920-х годах прошлого века за прогрессивность и изобретательность, но при жизни стал изгоем среди своих современников — сталинское общество не жаловало свойственные мастеру эксперименты и сильный индивидуализм. Сейчас Мельников считается визионером и одним из величайших русских архитекторов.
Константин Мельников в молодости
История дома
Рассказываем про историю дома-мастерской в Кривоарбатском переулке, неподалёку от Старого Арбата.
Проектирование
Константин Мельников работал над концепцией дома как минимум десять лет. Первые эскизы, выполненные в конце 1910-х, особой прогрессивностью не отличались — это были планы перестройки одного из московских неоклассических домов. Однако с течением времени наброски Мельникова становились всё более и более инновационными: архитектор вывел на передний план идею не просто дома, а дома-мастерской, где органично переплетались бы профессиональные и бытовые аспекты жизни.
Свою знаменитую форму дом-мастерская обрёл не сразу. Сначала Мельников рассматривал вариант двухэтажного здания на квадратном плане с русской печью посередине первого этажа. Затем постройка снова преобразилась и стала усечённой пирамидой с единым внутренним пространством, внутри которого помещения бы врезались в углы наподобие антресолей. Стоит отметить, что Мельников работал от внутреннего к внешнему: планировка и устройство интерьера играли для архитектора гораздо большую роль, чем вопросы экстерьера.
К 1922 году в чертежах появился круглый план. В архивах сохранились наброски овального и даже яйцеобразного зданий, к которым Мельников пришёл в погоне за идеальным обустройством внутреннего пространства. Концепция приобрела известный нам в вид в 1927 году, когда архитектор безуспешно принял участие в конкурсе на проектирование клуба Зуева — его идею с врезанными друг в друга цилиндрами не приняли, и он решил задействовать её в собственном доме. Проект утвердили в июне 1927 года.
Почему проект утвердили?
То, что Мельников получил разрешение на строительство частного дома в центре Москвы во времена заката НЭПа и массового перехода к коммунам — одно из маленьких чудес истории. Во многом архитектору помогла дерзкая экспериментальная природа самого проекта: советские власти увидели в нём возможность испытать новый подход к строительству коммунальных зданий. Опытно-показательный статус мастерской не только позволил Мельникову беспрепятственно возвести свою резиденцию, но и через некоторое время освободил архитектора от уплаты налогов.
Есть и другие факторы, которые позволили мастеру возвести собственный дом в эпоху запрета на частную собственность. Первый из них — мировая слава, которую архитектор заработал на Международной выставке в Париже. Второй — обилие заказов, благодаря которому Мельников смог построить 90% мастерской на собственные средства. А с оставшимися 10% ему помогла местная администрация, которая к концу строительства выделила архитектору кредит на 15 лет — ещё одно удивительное обстоятельство.
Строительство
Дом возводился с 1927-й по 1929 год в условиях острого дефицита строительных материалов. Это внешнее ограничение позволило архитектору проявить редкостную инженерную изобретательность или, по его собственным словам, «обилие архитектурной фантазии». Кирпича было мало, поэтому Мельников заменил привычную всем сплошную кладку на уникальный каркас в форме пчелиной соты — это позволило расходовать в два раза меньше кирпича, но не жертвовать стабильностью конструкции. Именно так на свет появились шестиугольные оконные проёмы, которые Мельников окрестил «продухами». В целях дальнейшей экономии строительного сырья ненужные продухи закладывались смесью из песка, глины и битого кирпича — она не только была дешевле, но ещё и аккумулировала тепло. Изначально таких проёмов было 124, но половину из них Мельников заложил в ходе строительства.
Другое изобретение архитектора — межэтажное перекрытие в виде мембраны. Внутри конструкция выглядит как сеть из досок, поставленных на ребро и пересекающихся друг с другом под прямым углом. Снаружи сеть обшивается деревянным настилом из шпунтованных досок, направленных к ней по диагонали. Такое перекрытие работает как цельная плита и не нуждается в колоннах или каких-либо других опорах, но имеет свойство прогибаться под тяжестью — поэтому через некоторое время пол в мастерской Мельникова начал чуть-чуть провисать. Архитектор, впрочем, увидел в этом только преимущество: призмы лучше направляют свет.
Строительство авангардного дома
Архитектура
Основу архитектурного решения дома составляют два врезанных друг в друга цилиндра с одинаковым радиусом, но разной высотой. Если посмотреть на дом сверху, фигуры образуют уникальный план в виде восьмерки, верхняя часть которой направлена на север, а нижняя — на юг.
Малый цилиндр выполняет функцию главного фасада, выходящего на Кривоарбатский переулок — именно здесь располагается единственный вход в дом. Дверь справа и слева обрамляют высокие окна, а всю верхнюю часть фасада занимает гигантское панорамное окно высотой во весь второй этаж. Композицию замыкает надпись «КОНСТАНТИН МЕЛЬНИКОВ АРХИТЕКТОР», выполненная в технике рельефа на бетонной плите. За исключением главного фасада стены малого цилиндра в основном глухие: на первом этаже прорезаны пять-шесть вертикальных шестиугольных окон, а на втором этаже всего одно. Зато какое — единственное восьмиугольное во всей конструкции.
В северном цилиндре оконных проёмов гораздо больше — около шестидесяти — и все они складываются в замысловатый ритмический рисунок из пяти ярусов. Первый ярус находится на уровне первого этажа и отделяется от остальных четырьмя отрезками глухой стены. Второй ярус соответствует второму этажу, а все остальные — третьему. Дополнительную динамику добавляют формы оконных рам: Мельников придумал уникальные рисунки в духе супрематизма для каждого этажа.
Дом Мельникова сложно отнести к какому-то конкретному архитектурному стилю. Сегодня часто можно услышать, что это здание — образец конструктивизма или функционализма, и такие суждения отчасти верны. От конструктивизма мастерская унаследовала полный отказ от декоративных элементов, акцент на простые геометрические формы и инновационный подход к строительству. От функционализма — исключительную утилитарность каждого элемента и фокус на удобстве и пользе для жильцов. Однако сам Мельников такую классификацию бы не оценил: он считал, что его творчество выходит за рамки каких-либо догм и даже в какой-то мере скептично относился к современным ему архитектурным течениям.
Экстерьер дома
Внутри дома
Планировка и организация пространства были для Мельникова важнее всего — по канонам модернизма отправной точкой для всего проекта было расположение комнат внутри.
Подвал
В подвале Мельников разместил камеру калорифера, собранную по его собственному проекту. Калорифер выступал центральным элементом системы рециркуляционного воздушного отопления — отсюда тепло по трубам поступало во все помещения в доме. Талантливый человек талантлив во всём, поэтому проект всего отопительного механизма мастерской — тоже самостоятельная работа архитектора. Топка калорифера напрямую соединялась с кухней, чтобы можно было оперативно утилизировать мусор в огне. Помимо генератора тепла в подвале также находился подпол для хранения продуктов и рабочий стол-верстак самого Мельникова.
Первый этаж
На первом этаже протекала повседневная жизнь обитателей дома — Константина Мельникова, его жены Анны Яблоковой и их детей Людмилы и Виктора. Здесь располагались восемь комнат:
• Передняя. Пространство сразу за парадной дверью;
• Столовая. Место семейных обедов и ужинов. Комната освещается одним из больших прямоугольных окон на входе в дом и одним фирменным шестиугольным проёмом;
• Кухня. Одна из самых маленьких комнат в доме. Здесь стоит газовая плита со стеклянной вытяжкой, а рядом с ней разместились буфет и длинный стол для продуктов. В одном из шестиугольных проёмов Мельников обустроил холодильный шкаф;
• Санузел. Ванная и уборная, которые примыкают к кухне и делят с ней общие коммуникации;
• Две детские рабочие комнаты. Личное пространство Людмилы и Виктора для сосредоточенной учёбы: в каждом из помещений стояли полки для книг и учебников и письменные столы. Здесь также можно найти единственные в доме декоративные элементы: на потолке комнаты Людмилы нарисован жёлтый треугольник, а на потолке комнаты Виктора — синий;
• Гардеробная. Семья Мельниковых использовала это помещение для того, чтобы хранить всю свою одежду и переодеваться перед выходом на улицу или отходом ко сну. Справа от входа в комнату стоял жёлтый шкаф с женской одеждой, слева — белый шкаф с мужской одеждой. Из другой мебели были диван, туалетный столик и большое зеркало;
• Рабочая комната хозяйки. Здесь размещался инвентарь для ведения домашнего хозяйства: швейная машина, место для глажки и шкаф для белья.
Интерьеры кухни
Второй этаж
Второй этаж отводился под две большие комнаты: гостиную и спальню.
Гостиная. Здесь Мельниковы принимали гостей. Обстановка соответствовала назначению комнаты: пианино, круглый стол, диван и кресло задавали помещению нужный тон. После войны архитектор начал использовать это пространство как рабочий кабинет, а мастерскую на третьем этаже передал сыну-художнику. Благодаря панорамному остеклению главного фасада, в гостиную попадало огромное количество света — а вечером комната освещалась лучами закатного солнца через то самое восьмиугольное окно.
Спальня. Единственной мебелью в этой комнате были три вмонтированные в пол кровати-пьедестала: одна двуспальная для Мельникова и Яблоковой и две односпальные для детей. Родительская кровать отделялась от остального пространства ширмой. Отделку всей комнаты Мельников выполнил в медно-золотистом цвете, который в сочетании с 12 окнами позволял «видеть воздух». Архитектор очень серьёзно относился ко сну, поэтому электрического освещения в помещении не было — только естественное. После войны комната стала личными покоями Яблоковой, а её обустройство полностью поменялось. Оформление гостиной
Третий этаж
Весь третий этаж большого цилиндра занимала мастерская Мельникова — полностью крупное пространство с 38 шестиугольными окнами и стеклянной дверью, ведущей на террасу на крыше малого цилиндра. Схема освещения не только придаёт помещению уникальный вид, но и создаёт идеальные условия для работы: свет поступает одновременно со всех сторон, а значит, рука не отбрасывает тень на бумагу. На расположенной по соседству террасе Мельниковы любили пить чай и отдыхать в тёплое время года.
Интерьер мастерской
Сегодня
В 2014 году дом Мельникова стал филиалом музея архитектуры имени Щусева. На памятник можно было посмотреть изнутри в составе экскурсии, а участок вокруг мастерской открыли для бесплатного посещения в течение всего года. В 2016 году сотрудники музея воссоздали благоустройство участка, которое было при жизни Мельникова, а в 2019-м построили деревянный садовый сарай с опорой на оригинальный проект архитектора.
Как добраться и попасть внутрь
Точный адрес дома-мастерской Константина Мельникова — Кривоарбатский переулок, 10. Удобнее всего до сюда добираться от станции метро «Смоленская», от которой нужно пройти всего пять минут по Арбату.
С октября 2022 года дом закрыт на реставрацию, но участок остаётся открытым для посетителей — приезжайте посмотреть на этот удивительный памятник авангарда хотя бы снаружи. На территории музея также находится макет мастерской в разрезе и небольшая инсталляция с фотографиями интерьера. Они помогут восполнить упущенное.
Заключение
Хотите найти здание под офис или отель? Мы поможем. Нажмите на золотую кнопку внизу или позвоните нашим экспертам по номеру +7 (495) 032-2829. Подберём для вас несколько подходящих вариантов и проведём показ на следующий день. Работаем с любовью и без комиссии.